Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Европейский совет обязал все страны ЕС внести изменения в своё налоговое законодательство до 31 декабря 2015 года.
В 1990 году была принята Директива об общей системе налогообложения дивидендов, выплаченных дочерним и материнским компаниям. Она была разработана для того, чтобы устранить двойное налогообложение прибыли, распределяемой между материнскими и дочерними компаниями, находящимися в разных странах ЕС.
Российские граждане использовали эту Директиву следующим образом: российский бенефициар владел бизнесом в России через компанию в одной из стран ЕС, в которой ставка налога на доходы невысокая. Если компанией в одной из этих стран при этом владела структура в оффшоре, то при выплате дивидендов из ЕС напрямую в оффшор удерживался бы налог на дивиденды в 15%. Чтобы избежать этого, над компанией из ЕС ставилась кипрская компания, где не удерживались налоги при выплатах в оффшор.
С 2016 года эта возможность перестанет работать. Так, ранее Директива содержала ряд рекомендательных положений о том, что страны ЕС вправе применять свои собственные правила о противодействии налоговым злоупотреблениям при устранении двойного налогообложения. Теперь речь идёт об обязанности до конца года поменять своё национальное законодательство, значительно ужесточив его и запретив предоставлять налоговые льготы компаниям, не ведущим реальную экономическую деятельность на территории ЕС.
На практике это означает, что тем, кто хочет управлять своими активами в Европе с Кипра, придётся либо создать реальное эффективное присутствие на Кипре для своих организаций, что повлечёт определённые затраты, или заняться упрощением структур, убирая теперь уже лишние кипрские оффшорные «надстройки».
Изменения в Директиве об общей системе налогообложения дивидендов в полной мере отражают идущую в мире полномасштабную войну с оффшорными юрисдикциями. Наиболее агрессивную борьбу за деоффшоризацию из стран ЕС при этом ведут Великобритания, Франция, Германия и США. Основной проблемой Евросоюза являются такие респектабельные юрисдикции, как Кипр, Гибралтар, Люксембург или Мальта: в них раскрывается информация о своих резидентах, ведётся бухгалтерская отчётность, и при этом налоги ниже, чем в других европейских странах, но не стремятся к нулю, как в случае классических оффшоров.
Материал подготовлен компанией Amond & Smith Ltd.