Честно. Консервативно. Конфиденциально.
При создании иностранной структуры для управления личными активами инвесторам неизбежно приходится передавать значительный контроль над ними внешним администраторам, управляющим, профессиональным директорам. Случается, инвестор не уделяет должного внимания проработке отношений с поставщиком услуг, полагаясь лишь на его репутацию. Это может привести к большим проблемам и даже утрате активов.
Недавно к нам обратился российский предприниматель-девелопер, отец двоих сыновей. Около 10 лет назад, отпраздновав 50-летие, он задумался о защите своих иностранных инвестиций с последующей передачей детям. Посоветовавшись с консультантами, инвестор создал стандартную для того времени структуру – траст на Гибралтаре, которому принадлежала компания в низконалоговой зоне. Переданные активы (инвестиционный портфель примерно на $15 млн) оказались на брокерском счете компании. Дети стали бенефициарами траста.
При учреждении структуры выяснилось, что она не может функционировать без провайдера услуг, который бы стал управляющим траста и предоставил директоров компании. Кроме того, кому-то надо было взять на себя документооборот, бухучет и другие текущие вопросы. Инвестор привлек профессионального лицензированного администратора с хорошей репутацией, оказывающего полный пакет услуг под известным брендом. Комиссия провайдера услуг показалась инвестору привлекательной – около $10 000 в год вне зависимости от стоимости активов. Инвестор без тщательной проверки администратора подписал договор, назначив его управляющим траста и директором компании.
Но со временем структура стала для инвестора обузой. Аппетит администратора постоянно рос, стоимость его услуг и расходы на содержание траста увеличивались. А сама структура попросту стала неэффективной из-за автоматического обмена информацией между государствами, правил о контролируемых иностранных компаниях, ужесточившихся требований европейских банков к низконалоговым юрисдикциям. Кроме того, инвестор взялся за активное бизнес-воспитание своих детей, решив привлечь их к управлению инвестиционным портфелем.
Мы предложили ему заменить прежнюю структуру кипрским фондом альтернативных инвестиций. Дети инвестора должны были войти в его инвестиционный комитет. При необходимости клиент мог бы уволить директоров, портфельного управляющего и администратора фонда. Вывод активов из низконалоговой юрисдикции улучшил репутацию структуры и упростил взаимодействие с банками. Также фонд позволил сэкономить на НДС при оплате услуг портфельного управляющего (не взимается на Кипре при инвестициях через фонд).
Места администратору в таком фонде не нашлось, и инвестор уведомил его о прекращении отношений, попросив перевести ценные бумаги на депозитарный счет нового фонда. Но администратор неожиданно отказался отдавать активы, так как это, якобы, не соответствовало интересам бенефициаров структуры. Кроме того, он воспользовался правом менять договор в одностороннем порядке и разместил на сайте информацию о комиссии за расторжение договора – 1% от рыночной стоимости активов, что в разы превышало его первоначальное фиксированное вознаграждение.
Мы посоветовали инвестору назначить доверенное лицо протектором траста, который уволил администратора и назначил нового управляющего, а тот в свою очередь сменил директоров дочерней компании на лояльных инвестору. Привлеченным иностранным юристам также удалось договориться с администратором о размере комиссии, после того как мы пригрозили жалобой регулятору.
В результате с помощью нового управляющего и директоров был обеспечен плавный переход к новой структуре. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, широкий круг полномочий в новом фонде был передан членам семьи инвестора.
Ситуация разрешилась положительно, но инвестор сэкономил бы много времени, сил и средств, если бы сразу предусмотрел возможные агрессивные действия со стороны администратора и придерживался простых правил:
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Авторская пунктуация и орфография сохранены.