Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Налоговые и финансовые власти многих государств отрицательно относятся к факту регистрации своими гражданами оффшорных компаний, воспринимая это как их попытку уклониться от налогов. Такое отношение на практике выражается в принятии различных законодательных актов, призванных с помощью санкций ограничить возможности предпринимателей в области создания и функционирования оффшоров. В таких условиях институт номинальных владельцев и директоров, разработанный международной юридической практикой, является своего рода противоядием от ограничительных действий властей.
Использование номинальных акционеров и номинальных директоров имеет смысл, прежде всего, в оффшорных компаниях, зарегистрированных в тех государствах, в которых владельцы и директора фиксируются в государственном реестре, и, в особенности, если эти данные доступны всем желающим получить такую информацию. В этом случае эти данные могут попасть к налоговым властям страны, резидентом которой являются акционер и директор оффшорной компании, и послужить поводом к различного рода репрессиям по отношению к ним.
Именно поэтому в международной практике распространён способ, при котором истинные владельцы не выступают под своим именем ни в качестве акционеров, ни в качестве директоров фирмы. Для этого при регистрации оффшора его акции заполняются в пользу номинальных акционеров, право управления фирмой получают номинальные директора, и, соответственно, во все официальные документы и реестры вносятся имена и адреса номинальных акционеров и директоров. Одновременно с заполнением документов на имена номинальных акционеров заполняется документ, называющийся «Declaration of Trust», служащий для подтверждения и одновременно доказательства того, кто является истинным владельцем акций фирмы. Этот документ подразумевает ответственность номинальных акционеров перед судом в случае превышения ими своих полномочий.
В случае использования номинальных директоров бенефициары имеют право уволить директора, не извещая его об этом. В некоторых странах закон считает увольнение директора действительным только в том случае, если директор письменно принял свою отставку. Тогда номинальные директора заранее передают истинным владельцам подписанные заявления об отставке с непроставленной датой, что даёт возможность владельцу в любой момент принять их отставку, поставив любую необходимую ему дату.
В большинстве случаев, конечно, владелец оффшорной компании выражает желание быть и её директором, то есть представлять фирму во всех её делах, включая подписание контрактов, открытие банковских счетов и распоряжение ими. Для этого бенефициару нужна доверенность от номинального директора, уполномочивающая его на ведение дел фирмы. При этом номинальные директора лишаются даже теоретической возможности злоупотреблять своим положением, поскольку вся информация о деятельности компании, её финансах и местонахождении банковских счетов сосредоточена в руках истинного выгодоприобретателя.