Честно. Консервативно. Конфиденциально.
С 1 января 2015 года в Европейском Союзе вступили в силу поправки к так называемому пакету по НДС.
Важнейшие причины, по которым европейские юрисдикции стали конкурентами классическим оффшорам, - престиж в глазах контрагентов, а также достаточно благоприятный режим налогообложения, который, однако, в последнее время стал ужесточаться.С 1 января изменения затронули компании, занимающиеся бизнесом в сфере телекоммуникаций, теле- и радиовещания, предоставляющие услуги «облачных» сервисов, онлайн-игр, электронной торговли и платежей, а также занимающиеся разработкой приложений.
По старым правилам, если компания располагалась на территории ЕС и предоставляла вышеуказанные услуги частным лицам в одной из стран ЕС, то она была обязана платить НДС по месту инкорпорации компании. К примеру, если голландская компания осуществляла телекоммуникационные услуги на территории других стран, то НДС, подлежащий возврату, должен был оплачиваться в размере 21% по голландскому законодательству.
Сейчас, если такая компания будет оказывать свои услуги, к примеру, гражданам Швеции и Германии, то она должна будет встать на налоговый учёт в обеих этих странах, оплачивая и принимая к вычету НДС по ставкам 25 и 19% соответственно. Если же услуги будут оказываться во всех 28 странах ЕС, то и оплачиваться он будет по разным ставкам во всех 28 странах. Учитывая, что ставка НДС в зависимости от юрисдикции может колебаться от 15% (в Люксембурге) до 27% (в Венгрии), разница может оказаться существенной.
Для того чтобы смягчить нововведения, была предусмотрена возможность выбора одной из юрисдикций, фокусной для предоставления услуг - Mini one stop shop (MOSS). Она подразумевает, что компания имеет право подать заявление об уплате НДС только в одной из стран ЕС, где она ведёт наиболее активную экономическую деятельность. Заявление должно быть подано в фискальные органы заранее. Так, для следующего года - до 1 января 2016 года.
Более того, раньше от уплаты НДС освобождались британские компании, работающие в сфере IT и годовой оборот которых составлял менее 81 тыс. фунтов стерлингов. Для тех из них, которые предоставляют свои услуги в Европе, этот «порог» также был отменён. Внутри Соединённого Королевства он продолжает действовать. По данным налоговых органов Британии, эти изменения могут затронуть порядка 34 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса. Добровольцами даже было организовано общественное движение, целью которого является подписание соответствующей петиции с целью отмены налоговых нововведений.
Таким образом, ведение бизнеса в престижных высоконалоговых европейских юрисдикциях, являющихся альтернативой классическим оффшорным компаниям, становится более сложным для планирования инструментов.
Материал подготовлен компанией Amond & Smith Ltd.