Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Офшорная компания представляет собой один из наиболее популярных и эффективных инструментов международного налогового планирования. Однако, использование оффшорных компаний существенно осложнилось в связи с последними изменениями в законодательстве, согласно которым иностранная компания, контролируемая российскими налоговыми резидентами более чем на 25%, должна отчислять налоги в бюджет Российской Федерации. В связи с этим собственники некоторых иностранных компаний задумались над тем, чтобы ликвидировать свои структуры за рубежом и вести деятельность через российские организации. Стоит отметить, что данный вариант подходит не всем, и в ряде случаев бизнес по разным причинам не может полностью отказаться от использования оффшорных структур.
В том случае, когда у владельца классического офшора, зарегистрированного, например, в Белизе или на Британских Виргинских островах, более нет необходимости в компании, самый простой способ — не уплачивать ежегодную пошлину за её содержание в реестре соответственно. В таком случае регистратор вправе исключить компанию из государственного реестра и присвоить ей статус неактивной. Казалось бы, что это наиболее простой способо ликвидации компании, поскольку подобная процедура не требует от владельца ни финансовых затрат, ни усилий.
Однако мы не рекомендуем поступать таким образом, особенно в виду вступления в силу закона о КИК. Дело в том, что фактически такая компания не ликвидируется, а остается в реестре с соответствующей пометкой («strike off») на 7 лет. В течение этого времени компания продолжает существовать (отвечать своим имуществом по обязательствам, а также может быть ответчиком в суде), а налогоплательщик в рамках Закона о КИК будет обязан уведомлять российские налоговые органы о факте прямого или косвенного участия в ней. В связи с этим «бросание» компаний уже не является таким привлекательным способом прекращения работы с компанией, каким он был до принятия Закона о КИК.
Стоит также отметить, что удаление компании из реестра и присвоение компании неактивного статуса не влечёт за собой автоматического закрытия банковских счетов и владельцы компаний должны заблаговременно об этом позаботиться. Следует также иметь в виду, что кредитная организация до момента закрытия счетов будет списывать комиссию за их обслуживание, а в случае отсутствия средств на счетах — начислять пени и штрафы за несвоевременное обслуживание счёта. Если сумма задолженности будет значительная, то банк может попытаться взыскать долги с владельца такого счёта через суд.
В случае если на счету неактивной компании есть денежные средства и банк запросил подтверждение надлежащего статуса (good standing), то в случае невозможности его подтвердить банк заморозит счет до момента выполнения всех требований.
Официальная ликвидация компании, которая займет больше времени и средств, поможет избежать неопределенностей и рисков. Решение о добровольной ликвидации принимается на собрании акционеров. Совет директоров обязан назначить ликвидатора. Процедура ликвидации компании начинается после подписания ликвидатором пакета необходимых документов. Заключительный этап включает в себя удаление компании из реестра и получение владельцем сертификата о ликвидации. Вследствие процедуры ликвидации компания считается полностью исполнившей свои обязательства, а кредиторы не имеют права предъявлять свои требования в отношении компании в дальнейшем.
Помимо вышеизложенных способов избавиться от офшорной компании существует возможность её закрытия путём слияния или поглощения: в результате реорганизации образуется новое юридическое лицо. В случае если прежние компании были зарегистрированы в разных юрисдикциях, то новая может быть создана в одной из них либо в любой иной, если это предусмотрено местным законодательством.
Материал подготовлен компанией Amond & Smith Ltd.