Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Влияние введённого в 2014 году ряда санкций в отношении России со стороны США и стран ЕС эксперты оценивают по-разному. Кто-то утверждает, что точечные санкции против конкретных лиц и компаний негативного влияния на экономику страны оказать не могут, кто-то говорит о колоссальном ущербе, вызванном пресловутыми санкциями. Попробуем разобраться, изменилось ли что-то для российских владельцев иностранных компаний.
Прежде всего, речь идёт о порядке работы с иностранными банками и открытии там банковских счетов. Несомненно, в последнее время банки значительно ужесточили процедуры due diligence и KYC (know your client), обязательным пунктом при рассмотрении заявки на открытие счёта является проверка владельца компании на предмет наличия его фамилии в «чёрных» списках. Банки теперь больше времени тратят на аналитику, более детально изучают контракты, под пристальным вниманием оказывается товар, который компания продаёт. Бытует мнение, что именно из-за санкций один из крупных европейских банков закрыл счета всем российским клиентам. Однако при более детальном рассмотрении перечисленных выше фактов легко проследить, что к их причинам относятся главным образом не санкции. Усиливающееся давление со стороны регулирующих органов, нестабильная экономическая обстановка в мире, кипрский кризис 2013 года и, наконец, деоффшоризация оказали куда больше влияния на все вышеупомянутые процессы и изменение стандартов бизнес-отношений с банками в целом. Пожалуй, прямое влияние санкций компания может ощутить, только если она сама оказалась в этих санкционных списках либо если ведёт деятельность с такой компанией. Если компания заявляет в качестве своих партнёров организации, попавшие под санкции, можно с уверенностью сказать, что платежи в адрес таких организаций банки-корреспонденты не пропустят и от них не примут.
Усложняется, пусть и не в такой явной форме, процесс регистрации иностранных компаний. Он теперь занимает больше времени и сопровождается большим числом вопросов, особенно в отношении «немассовых» юрисдикций; регистрационные агенты и провайдеры требуют всё больше информации о конечном бенефициаре компании. Хотя и тут, безусловно, решающее влияние оказывает скорее глобальная деоффшоризация, которая усиливается и постепенно охватывает все страны мирового сообщества.