Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Использование номинального директора и номинального акционера (владельца), услуги которых именуют услугами номинального сервиса, на сегодняшний день является общепризнанной практикой в офшорных компаниях. Рассмотрим детально, чем может грозить назначение номинального акционера и какие риски несёт фигура номинального директора.
Номинальный владелец (nominee shareholder) это лицо, владеющее акциями компании лишь формально и не имеющее фактических прав собственности на них, действующее по указанию реального собственника (бенефициара) офшора, с которым его связывают договорные отношения. Связь номинального акционера (владельца) и бенефициара на бумаге оформляется в виде трастовой декларации, в которой указано, что номинал «держит» акции в пользу последнего. Услуги номинальных акционеров (владельцев) используются, как правило, для обеспечения конфиденциальности владения офшором. Однако следует помнить о том, что конфиденциальность имеет свои пределы и риски. Поэтому прежде чем принимать решение о полной анонимности, следует оценить реальную потребность в таковой и не спешить ставить номинальных собственников.
Каковы же риски? Конечно же, здесь следует отметить риск потери контроля над компанией. Другие риски — несанкционированное отчуждение акционером (владельцем) акций компании третьему лицу, принятие решений, входящих в компетенцию акционера (назначение другого директора, ликвидация компании, одобрение крупных сделок), риск возникновения проблем при наследовании активов, денежных средств на банковских счетах. Также следует упомянуть риск незаконного раскрытия информации третьим лицам. Особенностью в рассматриваемом случае является именно незаконное раскрытие информации, поскольку на законных основаниях (наличие решения местного суда, запрос компетентного органа) номинал будет обязан это сделать. В данном случае речь может идти о подкупе, угрозе и т.п.
Для минимизации указанных рисков существуют конкретные механизмы блокирования неправомерных действий номинальных акционеров (владельцев). Следует отметить, что трастовая декларация — это, с юридической точки зрения, законный инструмент. Она признаётся английским правом и принимается к рассмотрению в судах. Также при назначении номинального акционера (владельца) в офшорную компанию готовится бланковое передаточное распоряжение на акции, которое подписывается данным акционером (владельцем) без проставления даты передачи акций. Имея на руках такой документ, бенефициар может в любой момент проставить нужную дату и прописать себя или другое лицо в документе, на которое будут переданы активы, и, тем самым, обеспечить их сохранность.
Номинальный директор (nominee director) это должностное лицо компании, которое управляет ей, действуя в соответствии с инструкциями реального владельца офшора.
Назначение номинального директора может преследовать различные цели, среди которых:
Основным риском использования услуг номинального директора является возможность его вмешательства в текущую хозяйственную деятельность компании (заключение различных договоров, выдача векселей, проведение сделок по отчуждению имущества и других активов и т.п.), так как по закону он наделён такими полномочиями. Среди других рисков следует также отметить выпуск доверенности на третье лицо, не согласованное с бенефициаром, принятие директором различных корпоративных решений, входящих в его компетенцию. Более того, в случае возникновения потенциального риска для номинального директора, связанного с деятельностью компании, он может заявить о своем номинальном статусе государственным органам. Какие существуют механизмы защиты бенефициаров от подобных рисков?
В завершение хотелось бы отметить, что номиналы — это лица, оказывающие свои услуги на профессиональной основе и дорожащие своей репутацией. Многие из них работают десятки лет и значатся в сотнях компаний, поэтому случаи недобросовестного поведения с их стороны хоть и встречаются, но являются единичными.