Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила законопроект, предусматривающий внесение изменений в гражданское законодательство РФ. В частности, при заключении договора нельзя будет установить цену контракта в иностранной валюте. Несмотря на то, что действующая версия ГК РФ также не предусматривает прямой цены сделки в валюте, привязка к ней все же может быть – можно установить цену в рублях, но эквивалентную определенной сумме в иностранной валюте, при этом перевод будет производиться на дату оплаты по официальному курсу (ст. 317 ГК РФ).
31 марта предложения ФАС в виде проекта закона были вынесены на рассмотрение советом при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который является органом, осуществляющим консультативную функцию.
Совет пришел к выводу, что не может поддержать данную инициативу, поскольку ее разработка обусловлена необходимостью стабилизации экономики страны в условиях санкций, что делает ее мерой чрезвычайного характера. Поэтому внесение данных изменений в Гражданский кодекс РФ является необоснованным при подобных внешнеэкономических обстоятельствах, так как рано или поздно они закончатся, а изменения уже будут внесены в законодательство.
Помимо этого, подобный запрет повлечет за собой ответные меры со стороны участников гражданских правоотношений для снижения собственных рисков, поскольку они больше не смогут перекладывать их на последующих участников цепочки. Резко сократится количество долгосрочных поставок, а также продавцы будут настаивать на полной предоплате или же увеличивать цены, чтобы учесть прогнозируемую инфляцию российской валюты.
Если же предложения ФАС будут приняты, то согласно тексту законопроекта, в договоры, которые были заключены ранее, необходимо будет внести изменения в срок до 30 дней со дня официального опубликования текста закона. Если же по какой-то причине по истечении этого срока участники гражданских правоотношений не придут к согласию, то оплата стоимости договора будет определяться исходя из курса рубля на 1 января 2022 года.
Данные ограничения не будут касаться тех сделок, которые заключаются на внешнеторговом рынке.